Психиатрия, консультации пациентов, общение. Шизофрения, депрессия, деменция, эпилепсия, страхи. Нейролептики, антидепрессанты, антиэпилептические препараты. Благотворительность. Всё это можно обсуждать здесь. На форуме используется только литературный русский язык. Объявления и торговля лекарствами не допускаются (для них есть бесплатная доска объявлений — см. ссылку внизу или ищите на Портале)! Избегайте оффтопика (см. пояснения к разделам под каждой ссылкой). Раздел «Общение пользователей» — это для всех и на разные темы.
"В кругах, к которым я близка" — в православной среде — распространено мнение среди врачей и других "душеведов" — старцев, "авторитетных" монахов и др., что главной причиной шизофрении и других психических болезней является гордость. Есть еще аскетическая и святоотеческая литература (более для меня источник авторитетный), и там часто встречается такая ситуация: какой-нибудь монах из-за своих подвигов (поста, молитвы, бдения) впадает в сугубую гордость (называется "прелестью") и сходит с ума.
Хотелось бы прочитать наблюдения современных врачей о соотношении между гордостью и психическими болезнями, особенно шизо-. Известно ли это современной психиатрии?
Тут еще интересно все это выглядит с точки зрения наследственности, в православном учении есть кое-что по этому поводу.
Ну, можно и так объяснять поведение больных людей, гордостью. Да, действительно, у шизофреников часто встречается такое поведение, отношение к советам и рекомендациям врача, которые легко можно объяснить "гордостью" — нежеланием принимать чужое мнение, прислушиваться к чьему-либо мнению. Они отгорожены, холодны, часто безэмоциональны, насторожены в отношении всего чужого. С нравственной позиции это можно расценивать как гордость, гордыню — "человек в гордом одиночестве", "не желает ничего знать", "сам себе истина" и т.п. Но ведь это БОЛЬНОЙ человек. К нему обычные нормы нравственности (и уголовной ответственности, кстати тоже) не применимы.
Гордость в своем обычном смысле слова скорее можно видеть у психопатических личностей. Тут у меня сомнений нет. Истинно гордость, свое Я на первом месте. Очень характерна в этом смысле их манера вступать в контакт: они заходят в кабинет и... смотрят на тебя — ни представиться, ни объяснить чего нужно, зачем пожаловал — ничего, молча смотрят, но взгляд с вызовом. Мол, одним своим появлением я уже осчастливил тебя, доктор, не понимаешь, что ли! Врачу нужно самому задавать им все вышеперечисленные вопросы, на которые они отвечают с резонерством, вопросом на вопрос, с оттенком снисхождения к столь низкому интеллекту несчастного врача, с которым им приходится волей судьбы общаться.
Врач — не духовник, он не должен оценивать больного с нравственных позиций. У него иная ипостась и иная задача — вернуть по возможности человеку способность разумно относится к действительности. А собственно содержание этого его отношения — что и подлежит нравственно-моральному оцениванию — для врача не так уж и важно. Злодей ли он в душе своей или наоборот альтруист — это для лечения вопрос второй, если не третий. Врач обязан лечить всех — и эгоистов, и альтруистов, и злодеев, и героев, если они — болеющие, страдающие, нуждающиеся в его помощи люди. Не знаю, насколько понятно объяснился. Но методологически это ортогональные аспекты бытия. Ну, например, как твердость и температура металла. Как-то они связаны, но металл может быть очень твердым (напр. чугун, режущая инструм.сталь) или мягким (аллюминий, медь, латунь) при одной и той же температуре, и наоборот. Ясно, что где-то начинается такой предел, что температура начинает влиять на мягкость, металл начинает плавиться, а человек — сходить с ума, но сталь от этого не перестает быть сталью, медь — медью и т.п. Вопрос о конечных причинах психических заболеваний — открытый вопрос. Медицина знает, лишь, что такие расстройства сопровождаются такими-то и такими нарушениями в работе нейромедиаторов, физиологии мозга и пытается это это исправить. Являются ли эти нарушения ПРОЯВЛЕНИЕМ болезни или её ПРИЧИНОЙ — это зависит от исходной позиции исследователя. Для медицины — это причины, обуславливающие нарушения психической деятельности у человека. Для духовника — это может быть следствием каких-то нарушений духовных или нравственных законов.
Мне кажется, что это не совсем корректное утверждение. Действительно часто приходится это слышать. Просто аксиома новая... или старая. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что причины возникновения психических заболеваний состоят из многих факторов. Мне кажется, что удельный вес (%) этих самых факторов в каждом конкретном случае разный, и не известно всегда ли представляется возможным выделить главный из них. Я думаю, что условно можно разделить причины возникновения псих. заболеваний на 2 группы: причины физиологического и причины психологического характера. О самых разных физиологических аспектах много могут сказать психиатры (наследственность, питание, экология, психоактивные вещества и пр.). Таким образом, логично предположить, что и психологические факторы можно разделить на многие составляющие. Возможно это: неправильное воспитание, психологические травмы и стрессы, необычные способности и пр. — здесь уже, думаю, больше могут сказать психологи.
Если в физиологических причинах доминирующие из них — переменные, с какой стати в психологических ГОРДЫНЯ всегда должна стоять на первом месте. Гордыня, безусловно, одна из этих причин, но даже если рассматривать именно в этом аспекте, то на мой взгляд, даже более вероятно, что первична не гордыня, а какие-то способности и одаренность человека — в той или иной степени выраженные — что дает человеку высокую самооценку (чаще, видимо, завышенную), и разные причины не дают человеку реализовать себя — когда и происходит сбой, взрыв, надрыв... много синонимов можно найти. По разным причинам психически больным не удается найти ту золотую середину между своими способностями/возможностями. Джон Нэш в фильме ведь говорил прямым текстом (условно): "Я здесь самый умный! Все остальные дураки." В результате, второе утверждение, насчет дураков, оказалось неверным, а вот первое, видимо, все-таки, да."
Что в его случае было первично: талант или гордыня?
Вы нарисовали типичную картину гордости. Поводом для нее (не причиной!) послужили способности. Фраза Джона Нэша "Все остальные дураки" — более показательна в отношении гордости, чем "Я здесь самый умный", и не важно для нашего вопроса что правда, а что нет.
И конечно, способности в наше время, когда интеллект и творчество возведены на абсолютный трон (а так в истории было не всегда), служат большим соблазном к гордости, и никто ее не избегает не только из способных, но и из бездарных совершенно, и обычно совершенно непропорционально талантам.
Но поскольку мне хотелось бы прочитать наблюдения врачей о соотношении болезни и гордости, то хотелось бы определиться: какого человека мы видим и говорим: вот этот гордый. Нарисовать портрет, так сказать. Не обязательно больного, гордого вообще.
Можете объяснить разницу в этих понятиях в Вашем понимании? Мне кажется, чтобы избежать синонимов и повторений проще придерживаться системы: "причина-следствие".
Я считаю, что прежде всего нарисовал типичную картину ярчайшего таланта — Нобелевская премия, как ни крути, тому подтверждение. Человек был одарен от природы, изначально. Точно так же, как и математические формулы, он с высокой степенью объективности мог оценивать уровень своих знаний, таланта, вклада в математику, наконец. Неудачи с девушками, другие комплексы, запоздалая реализация себя как ученого — все это, имхо, послужило причинами гордыни, как гиперкомпенсации комплексов. Вообще, мне не очень хотелось бы, рассматривать фильм Рона Ховарда и историю жизни Джона Нэша, как случай применимый для всего, просто привел для примера его историю, чтобы было проще смоделировать ситуацию.
Важно, поскольку создавая тему Вы сами поставили вопрос о том:
Причина — то что первично, следствие — то что вторично. Считаю, что у Нэша и многих других, первичен был именно талант. Наверняка, можно найти примеры, когда в соотношении способности/гордыня будет преобладать гордыня. Все это мне напоминает извечный спор философов о том, что первично — бытие или сознание, насколько знаю, современные ученые все чаще приходят к выводу, что ничто не первично, все взаимосвязано. Учитывая вышеизложенное, считаю, что гордыня не может быть ГЛАВНОЙ причиной психических заболеваний, так же, как таковыми, безотносительно конкретной ситуации, не могут быть и другие причины.
Попробую. Причина — нечто более глубокое и значимое, что есть всегда, а повод — то, что подвернулось под руку и спровоцировало. Причина, на мой взгляд — вообще всеобщая (обычно избегаю извиняться за тавтологию) склонность человека к гордости. Она заложена от рождения в большей или меньшей степени. Далее, причина — свободное склонение воли человека возгордиться. Ну, например, внимает он или нет еще в детстве призывам бабушки не слишком обращать внимание на похвалы. А таланты там послужат, или красота, или положение в обществе, или богатство — от них предрасположенность к гордости и свободная воля человека берет повод. Они могли бы и не случиться.
И также мы знаем много примеров, когда бездарный, нищий, некрасивый, даже психически больной человек горд невероятно — не тронь его. Повода (который Вы называете причиной, дарований) у него нет, значит — причина в другом.
По Джону Нэшу сказать ничего не могу (просто тогда Вы на его примере нарисовали СВОЮ картину гордости). Я этот фильм не смотрела и не собираюсь — мне не интересно.
Может быть. Я этого не утверждала. Мне просто хотелось порассуждать на эту тему.
Гордыня — это грех, а вовсе не психическое заболевание. Тогда как шизофрения — это болезнь и никак не грех (хотя, конечно, больной ею человек вполне может совершать те или иные грехи). Я далёк от того, чтобы разделять высказанное Вами, Wonderland, распространённое в православной среде мнение о том, что причина психических заболеваний — гордыня. Зато я склонен считать, что изначальной причиной всяких (в том числе эндогенных) психических заболеваний служит нечто инфернальное (или некто инфернальный). Таково моё сугубо субъективное личное мнение.
Этот форум использует куки (Cookie). Это делается с целью обеспечить удобство пользования сайтом и реализовать ряд необходимых функций, в частности авторизацию пользователей. Наш форум не использует куки для сбора конфиденциальной информации о Вас и Вашем компьютере. Но если Вас не устраивает использование куков, Вы можете отказаться от него. К сожалению, в таком случае мы не сможем обеспечить для Вас полноценное функционирование форума.